Каталог шин

BRIDGESTONE

FIRESTONE






Рекомендуем


Рекомендуем

Маркировка колесного диска


  1. — посадочная ширина диска в дюймах (5J)
  2. — посадочный диаметр диска в дюймах (13)
  3. — тип кольцевых выступов («хампов»)
  4. — вылет диска ЕТ, в данном случае 40 мм
  5. — дата производства
  6. — обозначение фирмы-производителя

 

Монтажный диаметр диска

 

Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и далее дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей имеет 13-, 14-, 15-, 16- и 17- дюймовые диски. Но в последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.

Также при увеличении размеров диска появляется возможность установки более производительных тормозов.

 

Ширина обода

Ширина обода диска должна лежать в определенных пределах. Формула расчета и таблица допустимых параметров диска и резины приведена ниже.

Диаметр расположения отверстий крепления (PCD Pitch Circle Diameter)
и количество этих отверстий

Пример: PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.

Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию. Чтобы узнать диаметр (PCD) расположения отверстий крепления, надо измерить расстояние «А» между центрами отверстий и умножить на соответствующие коэффициенты, которые приведены ниже.

Примечание:

Часто на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

 

Вылет диска (ЕТ)

Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена).

 

Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Примечание:

Установка на автомобиль дисков с нештатным вылетом:

уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему «стильный гоночный вид», но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.

увеличение вылета, т.е. сужение колеи, как правило, невозможно - диск упрется в тормозные механизмы.

Для установки «неродных» дисков с неправильны выносом (но правильной сверловкой) необходимо наличие проставки между привалочной плоскостью диска и ступицей – для корректировки вылета.

 

Диаметр центрального отверстия (DIA)

Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.

При покупке «неродных» дисков центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD

 

Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса.

При замене стального штампованный диска на легкосплавный придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, - легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.

Длина резьбы, которая вворачивается в ступицу при креплении колеса, должна быть не менее 6-7 полных витков.

Хампами (от англ. hump, «возвышение, бугор») называют кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов - надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса.

В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква Н. Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2.

Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже. Поэтому на некоторых дисках второй хамп делают как бы усеченным по высоте. Такие хампы называются плоскими (flat hump), в маркировке колеса они обозначаются буквой X.

Обычный хамп – H Усеченный хамп – X

 

Соотношение параметров резины и колесного диска

Существует «народный» способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины:

ширина протектора шины - 20% = ширина диска;

например:

205/70-14;
ширина 205 мм - 20% = 164 мм;
делим на 10 (в 1см = 10 мм) = 16,4см;
делим на 2,54 (1 дюйм=2,54 см) = 6,5 дюймов

Таблица допустимых параметров дисков.
Данные таблицы взяты из каталога фирмы Michelin
12 дюймов = шины 82/70 серии 16 дюймов = шины 65/60/55/50/45/40 серии
13 дюймов = шины 82/80/70/65/60/55 серии 17 дюймов = шины 55/50/45/40/35 серии
14 дюймов = шины 82/80/70/65/60/55 серии 18 дюймов = шины 50/45/40/35/30 серии
15 дюймов = шины 82/80/70/65/60/55/50/45 серии 20 дюймов = шины 40/35 серии


Наши партнеры!